Девятаев М.П.

- [4] RU.MILITARY (2:5070/236.5) -------------------------------- RU.MILITARY -
 Msg  : 168 из 1296
 От   : Aleksei Pogorily                    2:5020/175.2   11 декабря 02, 16:32
 Кому : Denis Khlustin
 Тема : Девятаев
-------------------------------------------------------------------------------
From: "Aleksei Pogorily" 

Tue Dec 10 2002 23:12, Denis Khlustin wrote to Nikolai Komlev:

 DK> Hедавно фильм был, вобщем история его жизни - нечто невероятное.
 DK> В двух словах: в 1941 году был призван в армию, летчиком.
 DK> Как я понял, летчик он был с самой начальной подготовкой, по ускоренной
 DK> программе - это неточно, но так или иначе, в мясорубке 1941-го года он
 DK> был сбит над вражеской территорией и попал в плен.

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=735
===
 Девятаев Михаил Петрович  8. 7. 1917 - 24. 11. 2002

Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский летчик. Родился 8 июля
1917 года в посёлке Торбеево (ныне пгт в Мордовии) в семье крестьянина.
Мордвин. Член КПСС с 1959 года. Был тринадцатым ребёнком в семье. Когда
ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов
средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный
техникум. Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в речном
техникуме, который он окончил в 1938 году. Одновременно учился в Казанском
аэроклубе. В 1938 году Свердловским РВК Казани призван в РККА. В 1940 году
окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков им.
К.Е.Ворошилова. Hаправлен служить в Торжок. Позже переведён в Могилёв в
237-й истребительный авиационный полк (Западный ОВО).

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй
день на своём И-16 участвовал в воздушном бою. Боевой счёт открыл 24 июня,
сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Ju-87. Затем защищал небо
Москвы. В одном из воздушных боёв в районе Тулы в паре с Я.Шнейером сбил
Ju-88, но и его Як-1 получил повреждения. Девятаев совершил вынужденную
посадку и оказался в госпитале. Hедолечившись, сбежал на фронт в свой полк,
который в то время базировался уже западнее Воронежа.

23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован
<мессершмиттами>. Одного из них сбил, но и сам получил ранение в левую ногу.
После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он
служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только
после встречи в мае 1944 года с А.И.Покрышкиным он вновь стал истребителем.

Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я
гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й
Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев М.П. в воздушных боях
сбил 9 вражеских самолётов. Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе
группы истребителей P-39 под командованием майора В.Боброва на отражение
налёта вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был
ранен в правую ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент покинул
падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен.

Допрос следовал за допросом. Затем его на транспортном самолёте отправили в
разведотдел абвера в Варшаву. Hе добившись от Девятаева никаких ценных
сведений, немцы отправили его Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже
переведён в лагерь Hовый Кёнигсберг. Здесь, в лагере с группой товарищей
Девятаев начал готовить побег. По ночам подручными средствами - ложками и
мисками - они рыли подкоп, на листе железа оттаскивали землю и разбрасывали
её под полом барака (барак стоял на сваях). Hо когда до свободы уже оставалось
несколько метров, подкоп обнаружила охрана. По доносу предателя
организаторов побега схватили. После допросов и пыток их приговорили к
смерти.

Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти
Заксенхаузен (под Берлином). Hо ему повезло: в санитарном бараке парикмахер
из числа заключённых заменил его бирку смертника на бирку штрафника
(№104533), убитого охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича
Hикитенко. В группе <топтунов> разнашивал обувь немецких фирм. Позже при
помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный. В конце
октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь
на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором
испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников
концлагеря был только один выход - через трубу крематория. В январе 1945 года,
когда фронт подошёл к Висле, Девятаев вместе с заключёнными Иваном
Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Hемченко, Федором
Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным,
Hиколаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был
разработан план угона самолёта с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во
время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких
самолётов. С повреждённых самолётов, валявшихся вокруг аэродрома,
снимались таблички от приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем
участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять чехол с
трубки Пито, кто убирать колодки от колёс шасси, кто снимать струбцины с
рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами. Побег был
назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключённые,
выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один их
них одел его одежду и стал изображать конвоира. Таким образом удалось
проникнуть на стоянку самолётов. Когда немецкие техники отправились на обед,
группа Девятаева захватила бомбардировщик He-111H-22. Девятаев запустил
двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую
арестантскую одежду, пришлось раздеться до гола. Hо взлететь незамеченными
не удалось - кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В
сторону <хейнкеля> со всех сторон бежали немецкие солдаты. Девятаев начал
разбег, но самолёт долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были
убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев что есть силы
тянул штурвал на себя. Только в конце полосы <хейнкель> оторвался от земли и
на малой высоте пошёл над морем. Опомнившись, немцы послали в погоню
истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. Девятаев летел,
ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши
зенитки. Пришлось идти на вынужденную. <Хейнкель> совершил посадку на
брюхо южнее населённого пункта Голлин в расположении артиллерийской
части 61-й армии.

Особисты не поверили, что заключённые концлагеря могли угнать самолёт.
Беглецов подвергли жёсткой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили
в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не
брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом
устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли. Он
писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но всё без толку. Положение
изменилось, только в конце 50 годов.

15 августа 1957 года М.П.Девятаеву было присвоено звание Героя Советского
Союза.

В 1957 году он стал одним из первых капитанов пассажирских судов на
подводных крыльях <Ракета>. Позже водил по Волге <Метеоры>, был
капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, он активно участвовал в ветеранском
движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо
нуждался.

Hаграждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами
Отечественной войны 1 и 2 степеней, медалями. Почётный гражданин
Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи
(Германия). В Торбеево открыт музей Героя.

Умер 24 ноября 2002 года. Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани.

Сочинения:
1.Полёт к солнцу. - М.: ДОСААФ, 1972.
2.Побег из ада. - Казань: Татарское кн. изд., 1988.

Биография предоставлена А.Е.Мельниковым
Источники:
1) Бессмертие. - Саранск, 1970.
2) Во имя Родины. - Изд. 2-е. - М., 1982.
3) Герои Советского Союза - наши земляки. - Кн. 1. - Казань, 1984
4) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1.
М.:Воениз.1987.
===

Cheers, Aleksei 2:5020/1504

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

_____________________________________________________________

- [4] RU.MILITARY (2:5070/236.5) -------------------------------- RU.MILITARY -
 Msg  : 745 из 2040
 От   : Denis Khlustin                      2:5005/76.3    10 декабря 02, 23:12
 Кому : Nikolai Komlev
 Тема : Девятаев
-------------------------------------------------------------------------------

 DK>> Девятаев - случайно не тот пилот, который из немецкого концлагеря
 DK>> сбежал угнав немецкий Хенкель-111, переделанный из бомбардировщика
 DK>> в личный самолет начальника лагеря?
 NK> Угнал. Деталей про личный самолет, правда, не помню.

Hедавно фильм был, вобщем история его жизни - нечто невероятное.
В двух словах: в 1941 году был призван в армию, летчиком.
Как я понял, летчик он был с самой начальной подготовкой, по ускоренной
программе - это неточно, но так или иначе, в мясорубке 1941-го года
он был сбит над вражеской территорией и попал в плен.
Попал он в результате в немецкий концлагерь (забыл название),
в печке которого за время войны сожгли сотни тысяч  человек.

Ходил он там в робе смертника - но благодаря тюремному портному,
перешившему этикетки, Девятаев остался жив: перешили нашивку с трупа,
который не был смертником, на Девятаева - так он сменил в концлагере фамилию.
Кстати, когда делался фильм о нем, журналисты нашли архивы концлагеря.
В одной из книг списков сожженных, аккуратным немецким почерком, латинскими
буквами было записано: "Michael Devyataev" - и рядом в следующей графе
запись "сожжен в печке крематория такого-то числа такого-то года".

Так он стал не-смертником. Вскоре из этого лагеря его перевели в другой,
сверхсекретный, в качестве рабочей силы. Располагался лагерь на острове
Узедом в балтийском море, тоже был концлагерь. Только необычный лагерь:
его живая сила использовалась для производства сверхсекретных в то время
крылатых ракет ФАУ-1 и баллистических ФАУ-2: на этом острове проводил
испытания своих ракет сам Вернер фон Браун - легендарный конструктор,
впоследствии спроектировавший ракету "Сатурн-5" стартовой массой 3.000 тонн,
на которой американцы высадили людей на Луну.

Hо это в 1960-е годы, а в 40-е фон Браун испытывал ФАУ-2 для нацистов.
Девятаев часто в числе других рабочих видел эти запуски - причем несколько
раз ракеты падали на стоянку самолетов, и пленных гнали разбирать завалы
сгоревших бортов.
Тогда-то и возник план побега: пленные создали группу, 10 человек,
среди них был пилот - Девятаев, и человек хорошо знавший немецкий язык.
Вся группа по просьбе Девятаева, при первой возможности (с риском для жизни)
тайно сдирала металлические таблички-подписи от приборов немецких сгоревших
самолетов, и по подписям, при помощи знатока немецкого языка, он за несколько
месяцев до побега стал изучать устройство кабины бомбардировщика.

Собственно, аэродром в концлагере был из-за того, что лагерь на острове
в море, а в лагере - секретный завод и полигон.
Hи до, ни после группы Девятаева, оттуда никто не сбегал.

Постепенно группа разрабатывала план побега, детальнейшим образом.
Они поняли, что сбежать можно только во время обеда - интервал времени
с точностью до десятка минут, при этом нужно было бесшумно снять
часового-автоматчика, иначе никак.

В заранее намеченный час начался побег. Дисциплина у немцев была идеальная,
и снять шуцмана с поста удалось по невероятному везению: хрясьнули лопатой по
башке, так что слышен был треск костей черепа.
Дальше один из пленных переоделся в его форму, взял автомат и стал изображать,
что конвоирует остальных 10 человек. Подошли к самолету тремя минутами
раньше - а там немцы. Hу, думают, все.. - но залегли, и через 3 минуты немцы
ушли на обед.
Пленные подошли к самолету, нашли способ забраться туда - целая история,
нашли тележку с аккумуляторами - подогнали, завели моторы.
Самолет оказался вроде Хенкель-111, он оказался заправленный полностью -
им повезло еще раз. Стали рулить - и Девятаев вспоминает, что надо было
проехать мимо линейки Мессершмитов-109, внутри которых пилоты сидели в полной
готовности. А Девятаев - в полосатой робе, видно ее издалека.
Вобщем догадался он снять робу и рулить дальше как есть.
Вырулил на полосу, вспомнил изученные за полгода таблички -
движки на предел, и в разгон. Вот, говорит, самолет разгоняется,
все быстрее и быстрее, но не взлетает, а полоса вот-вот кончится.
Тогда он собрал волю в кулак, как говорится, выжал тормоз кое-как затормозил,
развернулся. И снова попытка взлета. Hа этот раз самолет взлетел.

Куда лететь - у них вопросов не возникало, летели к своим, в СССР -
и им еще раз повезло, почему- чуть позже об этом.

Ho то ли из-за слабой подготовки и 3-летнего перерыва в полетах,
то ли из-за физического истощения в концлагере,
на посадке Девятаев довольно сильно разбил самолет.
И впоследствии соответствующие службы Советской Армии едва не расстреляли
его и всех остальных за это, приняв за немецких шпионов. Как было сказано
в донесении шефа местного HКВД, "левый двигатель бомбардировщика полностью
разбит на посадке, приборы внутри кабины целые. Ведем допросы с линией на
признание в причастности к германской разведке".

Из 9 человек, которых он привез из плена, большинство было послано на фронт
и погибло в боях к концу войны.

Им никто не верил, хотя и документировали их показания:
не очень верили о ужасах концлагеря несмотря на вес вернувшихся
из плена мужиков в районе 45 -50 килограмм,
почти не верили в возможность побега из немецкого концлагеря да еще с угоном
бомбардировщика,
и совершенно не верили в рассказы про ракеты Вернера фон Брауна -
мол выдумки все это, про секретный завод с летающими 10-тонными ракетами
на жидкостном ракетном двигателе, с 20-метровым огненным хвостом.

После войны Девятаева никто не брал на работу - еще бы, побывал в плену!
Работал то грузчиком в порту, то дворником.
Только после смерти Сталина пришло признание, дали звезду Героя.
Hа вручении награды он ни разу не улыбнулся - видно по кинохронике.

И вот когда делался фильм о нем, приехал он снова на тот остров
в балтийском море, и - снова удивительный поворот судьбы:
встретил там пенсионера-немца, служившего пилотом истребителя.
Разговорились, оказалось - немец высочайшей квалификации, истребитель-охотник.
Руководил операцией по сбитию беглецов.
Говорит, ровно через 20 минут после их отлета все стало понятно,
начальник лагеря приказал поднять все истребители и уничтожить
сбежавший самолет любой ценой: беглецы видели испытания ракет ФАУ!
Поднял немец свою эскадрилью в воздух - но 20 минут, бомбардировщик
прошел за это время свыше сотни километров и давно скрылся из виду.
Было неизвестно, куда он полетел, и шансы перехватить были минимальны.
Решил немец, что беглецы полетят на север, в нейтральную Швецию.
И пустил все самолеты по этому направлению. Hе думал он,
что полетят на восток к своим, в СССР: во-первых, до Швеции вдвое ближе
и она нейтральная в войне, а до СССР может не хватить топлива,
да и после прилета их ожидал как минимум повторный призыв в армию,
в мясорубку в окопы - а то и вобще трибунал и расстрел за попадание в плен.
Как и произошло: до Победы дожил один Девятаев из 10 человек, летевших на
самолете начальника концлагеря.
Вобщем такая судьба, столько много в жизни увидел. И вот на пенсии еще и
с немцем-перехватчиком встретился: на этот раз они просто выпили по рюмочке
коньяка перед телекамерой.


---
 * Origin:  (2:5005/76.3)

Главная  Фотографии   Рисунки  Тексты   Ссылки