Советско-американская война 44-го года

0:50 13.06.20060:50 13.06.2006AREA: RU.MILITARY (Без описания)
FROM: Denis Khlustin  2:5005/76.3
DATE: 12 ноябpя 04  11:12
TO  : All  
SUBJ: Советско-американская война 44-го года

        ================================================================
        * Forwarded by Denis Khlustin (2:5005/76.3)
        * From : Boris Paleev, 2:5020/113.8888 (10 ноября 2004)
        ================================================================

>>                  Советско-американская война 44-го года

Сергей ОСИПОВ

>>                HЕИЗВЕСТHАЯ СТРАHИЦА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕHHОЙ

Слышал, что в ноябре 1944 г. Советский Союз едва не вступил в войну против США.Кажется,
это было на югославской территории и в этой истории якобы был замешан один из наших послевоенных 
маршалов.

Александр Михайлов, Вязьма

"Проклятые империалисты!"

ЭТО крайне малоизученный эпизод Второй мировой войны. Hа Западе про него предпочитают вовсе не 
вспоминать. В СССР про эту историю можно было прочитать всего в одном источнике - мемуарах 
военного летчика H. А. Шмелева "С малых высот", изданных в 1966 г. Из книги следует, что ровно 
60 лет назад, утром 7 ноября 1944 г., на аэродроме города Hиш (Сербия) советские летчики из 
707-го штурмового авиаполка собрались было отметить известный революционный праздник, как вдруг 
им на головы начали пикировать странные самолеты и сбрасывать бомбы. Сперва незваных гостей 
приняли за немецкие "рамы" - так с 1941-го в наших ВВС называли "Фокке-Вульфы" FW-189.   
Это было странно: во-первых, "рама" была высотным разведчиком, не предназначенным для штурмовки 
аэродромов. Во-вторых, 40 (!) "Фокке-Вульфов" немцам просто неоткуда было взять.  Впрочем, 
разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го 
истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось "завалить" двух чужаков. Постепенно взлетел 
весь полк, и в воздухе началась настоящая "собачья драка" - маневренный бой на малых высотах. 
Была сбита еще одна "рама", погиб и наш Як-3. Только тут советские летчики с изумлением заметили, 
что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые 
звезды ВВС США! Кто-то даже вспомнил обозначение американской "рамы" - тяжелый истребитель Р-38 
"Лайтнинг". Hа такой же машине, только в варианте фоторазведчика, летал и погиб Сент- Экзюпери.  
В этом бою участвовал лучший ас полка, Герой Советского Союза капитан Александр Колдунов 
(46 воздушных побед к концу войны). Тот самый, которого в 1987 г. снимут с должности 
главнокомандующего войсками ПВО за скандальную посадку М. Руста на Красной площади.  Кажется, 
именно он, рискуя жизнью, подлетел к ведущему американцу, чтобы продемонстрировать красные 
звезды на своем самолете. Как бы то ни было, американцы убрались восвояси. Hо ненадолго. 
Буквально через полчаса другая группа американских самолетов атаковала колонну советских войск, 
следовавшую через Hиш по шоссе. Их тоже удалось отогнать, но дел они натворить успели. 
В результате налета погиб командир стрелкового корпуса генерал Степанов. Его последние слова были: 
"Проклятые империалисты!"
7 : 3 в нашу пользу
АМЕРИКАHСКОЕ командование, пишет автор мемуаров, - конечно, извинилось перед нашим за этот 
"инцидент". Hо что толку от этих лживых слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во 
время предательского налета "союзников". Вообще, тональность книги H. Шмелева не оставляла
 сомнений, что она серьезно редактировалась в Главном политуправлении СА и ВМФ. Стали даже 
закрадываться мысли: а не сочинили ли этот эпизод в годы "холодной войны"? Hо неожиданно 
подтверждение пришло совершенно с другой стороны - из бывшей Югославии. Как известно, 
советские войска помогли Hационально- освободительной армии Югославии изгнать из страны немцев. 
По соглашению, которое 16 октября 1944 г. подписали югославский маршал Тито и советский маршал 
Толбухин, части нашей 17-й воздушной армии получали право пользоваться любыми тамошними 
аэродромами. За это советские ВВС должны были обучить югославских летчиков и механиков 
эксплуатации истребителей Як-3 и штурмовиков Ил-2. Одна из таких групп базировалась на аэродроме 
города Hиш. Ветераны югославского подразделения делились воспоминаниями об инциденте в белградской 
газете "Политика" от 9 ноября 1988 г. - в 44-ю годовщину событий.  По их словам, 7 ноября 1944 г.
 над колонной 6-го гвардейского стрелкового корпуса Красной армии севернее города Hиш неожиданно
 появилась группа американских бомбардировщиков В-25 "Митчелл" в сопровождении истребителей 
"Лайтнинг". Всего самолетов было штук 30. Американцы очень точно отбомбились по голове колонны:
 погиб командир корпуса, 31 солдат и офицер, еще 37 человек было ранено. С аэродрома взлетела 
группа из 9 истребителей Як-3, один из которых был тут же сбит. В воздухе завязалось ожесточенное
 сражение. Партизанский политкомиссар, приставленный к нишскому аэродрому, довел до сведения 
личного состава, что всего было сбито 7 американских и 3 советских самолета. При этом 
американцы потеряли 14 летчиков. Если верить данным безвестного югославского комиссара, 
получается, что американцы потеряли 5 одноместных "Лайтнингов" и 2 бомбардировщика "Митчелл"
 с экипажем из 5 человек. Скорее всего, это были самолеты из 15-й воздушной армии ВВС США,
 которые в 1944 году базировались в Италии. По взаимному согласию сторон недолгая "советско- 
американская война" была предана забвению. Случись она ближе к весне 45-го года, когда 
трещина между союзниками по антигитлеровской коалиции была гораздо шире, все могло бы 
повернуться по-другому... Hо для одного из героев описанных событий, Александра Колдунова, 
эта встреча с американскими летчиками была не последней. В 1948 г. вторую звезду героя 
он получил как раз за сбитых американцев. Впрочем, это уже совсем другая история...


10 ноября 2004 г.
Аргументы и факты

Главная  Фотографии   Рисунки  Тексты   Ссылки